Дата образования: 1
января 2006 года
НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ:
1)
город Инза - административный центр;
2)
село Троицкое;
3)
деревня Дубёнки.
ИСТОРИЯ ИНЗЕНСКОГО
ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.
Ещё до основания Инзы на
территории нынешнего Инзенского городского поселения уже были населённые пункты
и хутора. Эти данные получены известным ульяновским краеведом Б.В. Аржанцевым
из архивных документов, хранящихся в Российском Государственном историческом
архиве в Санкт - Петербурге. В 15-м Труслейском удельном имении Алатырского
округа при речке Инза по состоянию на 1896 год (до основания станции «Инза»)
находился Инзенский хутор, где проживало всего два человека. Встречается также
упоминание о хуторе Ознобишина при речке Инза в местности «тихий Плес».
В конце XIX века со строительством участка
Рузаевка - Батраки Московско-Казанской железной дороги основывается станция
Инза. Железнодорожный пристанционный посёлок был основан в 1897 г. Эта дата и считается
годом рождения города Инза. Был построен небольшой деревянный вокзал, жилые
бараки для рабочих служебные здания. Строятся и первые частные дома. Уже в 1898 г. был построен
кирпичный вокзал и паровозное депо. Строительством дороги занимался
железнодорожный инженер барон Николай Карлович фон Мекк.
В 1903 г. в Инзе основывается
церковно-приходская школа для детей железнодорожников. А в 1905 году был
построен первый лесопильный завод, основателем которого является Бутлеров. С
этого времени ведёт свою историю деревообрабатывающая и лесопильная
промышленность города и его окрестностей.
В 1913 году
уже существовало два населённых пункта: ст. Инза и Китовский посёлок при
станции Инза, который располагался к востоку от станции.
С началом
первой мировой войны на станции Инза строятся военные склады и жилые дома.